Саратов, город-крепость, охранял юго-восточные границы Руси от кочевников. Неоднократно разорялся калмыками и кубанскими татарами.
В 1670 году Саратов занят войсками Степана Разина. В 1774 году захвачен войсками Емельяна Пугачёва. С 1797 года главный город новой губернии.
В отличие от многих городов Верхней и Средней Волги Саратов
является сравнительно молодым городом, насчитывающим чуть более 400 лет
своей истории. Официальной датой его возникновения считается 1590 год.
"Молодой город", как вначале он именовался в исторических документах,
был призван вести наблюдение за передвижениями кочевников и уничтожать
их "воровские шайки", пытающиеся пересечь юго-восточную границу Русского
государства, а также охранять царские суда, ходившие в Астрахань и
обратно. Строился он как город-крепость, а название ему дала Соколовая
гора, возвышавшаяся над окружающей местностью и служившая прекрасным
ориентиром всем судам, идущим по Волге. Татары называли её Жёлтой горой;
от татарских слов "сары" (жёлтый) и "тау" (гора), произошло слово "Саратов".
Первая деревянная правобережная крепость сгорела в 1613 году, после
чего город был отстроен уже на левом берегу в устье реки Саратовки.
Мы проехали мимо города Саратова. Этот город
лежит в 4 верстах от главной реки в ровном поле, на рукаве, который
Волга кидает от себя по левую руку. Здесь живут одни лишь стрельцы,
находящиеся под управлением воеводы и полковника и обязанные защищать
страну от татар, которые именуются у них калмыками: они живут отсюда
вплоть до Каспийского моря и реки Яика и довольно часто предпринимают
набеги вверх по Волге.
...И до него от Самары считается 350 вёрст.
А. Олеарий
"О русском государстве, его провинциях, реках и городах"
"Описание путешествия в Московию"
Но в 1674 году указом царя Алексея Михайловича Саратов был опять перенесён на правый берег Волги.
С первых лет существования Саратов воевал.
Вплоть до первой половины XVIII века он подвергался нападению и
разорялся степняками - калмыками и кубанскими татарами. Не миновали его
события Смутного времени: в 1604 году город был занят самозванцем Ильёй
из Мурома, принявшим имя Петра Фёдоровича, сына царя Фёдора Иоанновича. В
1670 году Саратов стал одним из центров крестьянской войны под
предводительством Степана Разина, который учредил в нём казачье
управление - Казачий круг. В 1707 году город осаждали отряды Кондратия
Булавина, причинив Саратову немалые беды. Дважды, в 1695 и 1722 годах,
посещал город царь Пётр I, который щедрой царской рукой подарил Саратову
земли "с лесы, угодья, сенные покосы и рыбные ловли", видимые с
Соколиной горы.
Военной крепостью Саратов оставался до
создания Царицынской сторожевой линии, то есть до 1718 года. В качестве
провинциального города он принадлежал поочерёдно Казанской и
Астраханской губерниям. Рос и развивался город быстро. К середине XVIII
века в нём проживало более 15 тысяч человек, основным занятием которых
были рыбный промысел, добыча соли и земледелие. Более 1 200 домов, 300
лавок и большое количество рыбных и соляных амбаров имелось в Саратове в
то время. В европейскую часть России шли из города водным и сухопутным
путями рыба и добываемая из Эльтонского озера соль. Это обогащало казну.
В 1747 году здесь было учреждено Соляное управление, что сделало Саратов важным торгово-промышленным городом, крупным перевалочным пунктом, центром торговли рыбой и солью. Посетившие Саратов говорили, что его "можно почесть за один из лучших волжских провинциальных городов".
Во время крестьянской войны под предводительством
Пугачёва отряды восставших подошли к Саратову в августе 1774 года, и
после небольшого боя город был ими взят. Пугачёв находился в Саратове
три дня. В это время были открыты все хлебные и соляные амбары для
бесплатной раздачи продуктов. Население присягнуло "новому царю Петру
III, а войско Пугачёва пополнилось солдатами и казаками - жителями
города.
В 1780 году было учреждено Саратовское наместничество; Саратов
получил Статус главного города нового наместничества (с1797 года -
губернии). Данный городу герб (на голубом фоне три стреляди) говорил о
рыбных богатствах края. В центре города были построены новые
административные здания - губернское правление, суд, казначейство, архив
и прочие, обязательные для губернского города. Население Саратова было
многонациональным: в нём проживали русские, татары, чуваши, мордва,
украинцы, цыгане. Крупных фабрик и заводов в Саратове не было и в начале
XIX века, а занятия его жителей отразились в названиях улиц -
Кузнечная, Тулупная, Мясницкая, Шелковичная, Кирпичная. Ещё в начале
XVIII века местными казаками для несения сторожевой службы в Саратове
была сформирована казачья сотня Астраханского казачьего войска,
преобразованная затем в станицу. Саратовская станица считалась самой
богатой в Астраханском воске, имела своего начальника, правление, суд и
казну. Казаки селились на Большой и Малой Казачьих улицах и считались
городскими жителями. Росту численности населения способствовал перевод
на жительство в Саратов немцев-колонистов и старообрядцев,
основавших за городской чертой отдельные слободы, впоследствии вошедшие в
территорию города. В начале XIX века в городе проживало 27 тысяч
человек. По новому генеральному плану, утверждённому в 1811 году, после
сильного пожара, который уничтожил большую часть города, в Саратове
появились прямоугольная сетка улиц и большие новые площади.
Отечественная война 1812 года вызвала в городе
большой патриотический подъём. В местных мастерских для вооружения армии
было отремонтировано 12 пушек, 350 ружей и несколько тысяч пик. На
собранные добровольные пожертвования было куплено 58 пушек, не говоря
уже о нескольких сформированных отрядах ополчения, прошедших с боями от
Бородина до Парижа. Многие воины-саратовцы были отмечены боевыми
орденами, а трое получили золотые шпаги с надписью "За храбрость". В
1813 году сюда ссылали пленных французов, которых использовали на
общественных работах - они выравнивали овраги, строили плотины, сажали
сады. В дальнейшем многие из них приняли русское подданство и остались
навсегда в Саратове, заселив кварталы немецкой слободы. Одни из них
приглашались в качестве гувернёров и учителей в русские семейства и
учебные заведения, другие открыли в городе ремесленные заведения -
сапожные и мебельные. В память о победе над Наполеоном в центре города
был возведён храм Александра Невского.
В XIX веке Саратов продолжал развиваться как
важный торговый центр. К традиционным товарам - рыбе и соли - добавился
ещё и хлеб. Тысяча больших и малых судов везли его по Волге в разные
регионы России. Сухопутным путём в Москву и другие города шли огромные
обозы с товаром, а в Саратов везли лес, железо, сахар, медные и
глиняные изделия. Развивалось местное промышленное производство. В 1828
году в Саратове начала работать одна из первых в России табачных фабрик,
кроме неё, действовали канатный, кожевенный, колокольный, кирпичный и
ряд других заводов. Ткацкие мастерские вырабатывали самую знаменитую
дешёвую ткань - сарпинку, "родиной" которой был Саратов.
Дальнейший рост ремесла и торговли стимулировало
развитие на Волге пароходства. Саратовцы увидели первый пароход в 1820
году, окрестив его "чёртова расшива с печкой". Расшивой на Волге
называлось большое грузовое плоскодонное парусное судно до 70 метров
длиной. Пароходное общество по Волге, учреждённое в 1843 году, стало
первым речным пароходством, развитие которого обещало большие выгоды. В
1860-е годы по Волге ходило уже 20 пароходов, а через десять лет их
стало почти 400, в том числе 60 пассажирских. Волга, превратившаяся в
главную транспортную магистраль России, сделала Саратов крупным
портом, "столицей Поволжья". Число жителей в городе сразу же возросло и
к 1870-м годам составило 70 тысяч человек. Изменился и внешний облик
города; по отзывам современников среди других городов "Саратов стал занимать одно из первых мест по красивости строений и по богатству жителей".
В 1871 году Саратов был соединён железной дорогой с Москвой,
Петербургом и портами Балтийского моря. К началу XX века по железной
дороге из Саратова можно было проехать в 11 губерний России.
Главный предмет торговли Саратова с конца XIX века
был хлеб. Горо сделался крупным посредником в торговле нефтяными
продуктами, мясом, рыбой, солью, шерстью. Фабричная промышленность в
основном перерабатывала сельскохозяйственные продукты. По производству
муки, горчичного и подсолнечного масла Саратов занимал первое
место в России. В конце XIX - начале XX века в городе появились первые
металлообрабатывающие предприятия - Волжский сталелитейный,
машиностроительный, гвоздильно-проволочный и другие заводы.
Значительное место в культурной жизни Саратова играли
Городские и Общедоступный (народный) театры, в также открытый в 1885
гоу первый в провинции Общедоступный художественный музей.
Саратов был одним из самых благоустроенных
городов России; улицы его были вымощены, в центральной части города
имелись асфальтированные или каменные тротуары. Здесь действовала конная
железная дорога, водопровод и телефонная линия. По всем показателям Саратов оправдывал значение большого административного и торгового центра. "Саратов произвёл на меня прекрасное впечатление. По своему благоустройству это был лучший город на Волге" - так писал о Саратове известный театральный деятель Н. Собольщиков-Самарин, посетивший город в начале XX века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий