Мост

Мост
Мост через Волгу

пятница, 4 мая 2012 г.

Памятники старинной архитектуры Саратова



Авторы: Александр и Виктор ЛЕОНТЬЕВЫ
Альманах «Саратов», 1947
Среди русских городов Саратов не является таким древним культурным центром, какими в области искусства считаются другие Поволжские города – Углич, Ярославль, Горький (Нижний Новгород), Казань. Но и в Саратове есть ценности, которые для истории русской культуры, для монументального искусства представляют интересные памятники прошлого  и являются неумирающими свидетелями художественной деятельности замечательных как местных, так и иногородних мастеров зодчества XVIII и первой половины XIX столетий.
Показатели материального и духовного развития своей эпохи,  прежних социально-экономических отношений, выразители классового мировоззрения и художественных вкусов бывших «хозяев» Саратова, эти архитектурные памятники служат не только украшением улиц нашего города, но и ценным материалом для искусствоведения и краеведческого изучения Саратова.

Наша молодежь по этим образцам может знакомиться как с обликом прежнего Саратова, так и с высоким искусством в прекрасных проявлениях творчества виднейших архитекторов того времени.
Саратов основан в 1590 году. До настоящего времени точно неизвестно, где он был впервые заложен. Наиболее вероятным является предположение профессора А. А. Гераклитова, что первоначально город был основан на правом берегу Волги, «приблизительно там, где теперь стоит село Пристанное». На этом месте он просуществовал недолго; около 1613 года город сгорел от неизвестной причины и, три — четыре года спустя, был установлен уже на левом берегу Волги «на стрелке, которая образуется впадением речки Саратовка в волжский проток», километрах в двух выше г. Энгельса. Здесь Саратов просуществовал до 1670 г. Затем он в третий раз был перенесен на новое место, снова на правый берег, где сейчас находится его наиболее старая часть, — район Музейной площади.
И только с этого времени начинается неуклонный рост и развитие города, особенно усилившиеся после проведения железной дороги в 1871 году.
Несмотря на то, что Саратов основан еще в 16-м веке, он принадлежит к числу тех русских городов, которые имеют архитектурные памятники лишь конца XVII, XVIII и первой половины XIX веков. В ряду этих городов Саратов занимает не последнее место.
В настоящем очерке делается попытка дать обзор наиболее ценного в художественно-историческом отношении из того, что сохранилось до наших дней.

Старейший и, бесспорно, лучший архитектурный памятник Саратова — Старый собор (фото № 1). Строился он долго: в последнее десятилетие XVII века и в первую четверть ХVШ. В своих первоначальных архитектурных формах он до нас не сохранился. За время более чем двухсотлетнего существования собор подвергся ряду изменений. Чтобы составить представление об его первоначальных формах, нужно мысленно отрезать трапезную за вторым от четверика окном и очистить фасад от контрофорсов и галереи. Тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник московского барокко. Это впечатление было хорошо выражено в сороковых годах прошлого века учителем юноши Чернышевского Г. С. Саблуковым: «Троицкая церковь, построенная стрельцами, была украшением города, привлекая взор своею готическою фигурностью. Но она не была тогда обременена теми пристройками, которые теперь закрыли ее вид, ибо, имея нужду быть укрепленною с внешней стороны контрофорсами, она стала представлять собой здание тяжелое. Но и в этом наряде принужденном она еще выказывает щеголеватость постройки XVII века».
При основных ярусных архитектурных формах Старый собор имеет шатровую, а не ярусную колокольню, и несет на своей поверхности сложную декорацию, в которой элементы, типичные для московского барокко переплелись с элементами более ранними, восходящими к середине XVII века. Наиболее украшенная часть собора, до настоящего времени сохраняющая старую окраску (красное с белым), а также орнаментация граней восьмерика, своим характером напоминают скорее ярославские памятники XVII века, чем типичные памятники Москвы и Подмосковья стиля барокко.
Колокольня, первоначально (до увеличения собора более поздними пристройками) стоявшая отдельно, в северо-западной части, является очень хорошим образцом шатрового памятника, этой исконно русской формы, выработанной еще деревянным зодчеством севера. Она напоминает по своим архитектурным формам некоторые колокольни Тутаева (бывш. Романово-Борисоглебска, Ярославской области).
Можно думать, что родина неизвестных строителей Старого собора — верхняя Волга. По всей вероятности, именно оттуда, из старых центров русской культуры, пришли те мастера, которые в молодом окраинном Саратове, на берегу широкой Нижней Волги, во времена Петра 1 создали прекрасный архитектурный памятник древней Руси. Совершенно непровинциальный, не повторяющий никакой другой известный памятник этой эпохи, постоянно заставляющий вспоминать слова Бориса Удинга о необычайном разнообразии форм русской архитектуры, Старый собор не только архитектурный памятник, это — памятник русской культуры, русской истории. Он дает живое ощущение древней Руси.
Если и сейчас, окруженный сравнительно крупными домами, имеющий со стороны Волги на своем фоне огромное пятиэтажное здание Управления РУжд, Старый собор не только не подавлен окружением, а доминирует над ним, благодаря своим пропорциям, прекрасному силуэту и богатству и тонкости декоративного наряда, то первоначально, окруженный небольшими деревянными домами, он производил исключительно сильное впечатление.
Вопрос о памятниках гражданского зодчества XVIII века в Саратове неясен. Известная из краеведческой литературы постройка XVIII века — магистрат (Приютская, 1) до наших дней не дожила. Другая постройка XVIII века — бывш. Сретенское училище (Чернышевская, 154) перестраивалась, и трудно сказать, что в этом здании осталось от XVIII века, а что является наслоениями позднего времени.
Значительно лучше сохранился дом № 65 на Покровской улице «на горах». Дом во дворе, каменный, двухэтажный, с корытообразными впадинами окон с решетками и железными ставнями, с карнизом мелкого профиля, с пилястрами по углам, со сводами в первом этаже. Ранее во втором этаже дома была изразцовая печь с лежанкой; изразцы по белому полю имели повторяющийся синий орнамент, в центре которого были изображения, различные в каждом изразце. Печь разобрана, а изразцы сохраняются в Саратовском областном музее краеведения.
К памятникам XVIII века относятся построенные после 1754 г. западные ворота бывш. женского монастыря (Первомайская, близ Покровской), имеющие более древний облик, чем время их постройки.
Тогда же по обе стороны ворот была построена ограда, которая вошла в возведенные позднее два двухэтажных корпуса.
Небольшая круглая башенка в северо-западном углу бывш. женского монастыря построена, судя по стилю, в конце 18 века; неудачно переделана ее крыша.
Построенное в 1780 году здание бывш. Покровской единоверческой церкви (Покровская, 16) переделано и не сохранило старого облика.
Возможно, что несколько домов в районе Музейной площади и на ближайших к ней улицах также построены в конце ХVШ века, например, дом бывш. Бабушкина (ул. Челюскинцев, 16), фасад которого по улице переделан, очевидно, в последней четверти прошлого века, но дворовый фасад сохранился, и здание бывш. Главной почты по улице Чернышевского, в котором сейчас помещается 2-е городское почтовое отделение.
Но вопрос об этом еще нуждается в изучении.
В самом конце XVIII и в первой половине XIX века Саратов, подобно многим русским городам, рос и усиленно обстраивался. Гражданское зодчество этого времени представлено наибольшим количеством памятников. Среди десятков зданий первой половины XIX века в Саратове есть несколько памятников, хорошо отразивших расцвет русской архитектуры эпохи классицизма, когда так развито было чувство пропорций, умение немногими и простыми средствами создавать художественные и цельные здания.
В числе этих памятников дома первой и второй четверти XIX века, общественные и частные, бывшие дворянские и купеческие, каменные и деревянные, ворота и надворные постройки. Встречаются они и в старом центре города, на Музейной площади, и на улицах старых районов: им. Ленина. Чернышевского, и в более новом центре, около сада им. М. Горького, и на Рабочей улице (быпш. Аничковской, ранее Дворянской), на улице Мичурина, на площади Октября 1905 г. и в других местах.
Ряд строений гражданского зодчества первой половины XIX века заслуживает большого внимания. К сожалению, почти ничего не известно о том, кем, когда и по чьим проектам они создавались.
В ряду этих памятников здание Саратовского областного музея краеведения занимает одно из первых мест, и история его для нас более ясна, чем история других памятников. (Фото № 2).

Это большое, трехэтажное здание, в прошлом частновладельческое, обращенное главным фасадом на Музейную площадь. В центре фасада 10 колонн с коринфскими капителями. Справа и слева между вторым и третьим этажами лепной орнамент — лиры и грифоны. Один угол закруглен и имеет 6 колонн с коринфскими же капителями; на другом углу 5 колонн.
Данные краеведческой литературы и имеющаяся в фондах Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева тетрадь с четырьмя чертежами — проектом 1813 г. капитальной перестройки дома М. А. Устинова — говорят о том, что в самом конце XVIII века на месте здания Саратовского областного музея краеведения были два отдельно стоящих каменных дома, которые, затем, были соединены в один, с проездом во двор (на месте теперешнего вестибюля музея). Существующий вид здание получило после его перестройки по проекту, исполненному в 1813 г. талантливым архитектором Иваном Колодиным, бывшим крепостным Строгановых, воспитанником Академии Художеств, работавшим помощником у Воронихина при постройке Казанского собора в Петербурге, строителем усадьбы Голицыной в Марьине, бывшей Новгородской губернии. И. Ф. Колодин был командирован в Саратов для решения вопроса, о состоянии Старого собора в связи с обнаружившимися в его стенах трещинами.
И. Ф. Колодин дал М. А. Устинову проект невыдающегося, скромного, но строгого и столичного по архитектурным качествам дома. М.А. Устинов использовал далеко не весь проект, а лишь его основные черты. При таком исполнении проекта здание лишилось насыщенного (конечно, в меру) богатства украшений, получило характер провинциализма, не лишенного, однако, оригинальной привлекательности, что позволило ему занять одно из первых мест среди лучших памятников гражданского зодчества первой половины прошлого века в Саратове.
На той же площади помещается дом первой половины XIX века, занимаемый 25-й неполной средней школой, двухэтажный с мезонином, с восьмиколонным портиком. Колонны коринфские опираются на аркаду первого этажа. Дом менее оригинален, чем здание Саратовского областного музея, более обычен для русского города, росшего в первую половину XIX века.
На углу улиц им. Ленина и Чернышевского стоит двухэтажный, с мезонином по обоим фасадам, с закругленным углом, покрытым куполом, с четырьмя колоннами дом, относящийся к первой четверти XIX века (бывш. купца Корнилова). В этом доме в детстве был Чернышевский и о нем пишет К. Федин в рассказе «Старик». (Фото № 3).

Трехэтажное здание «Дома культуры трудовых резервов» (бывш. дворянское собрание, Ленинская, 55), построенное, очевидно, в первой четверти XIX века, имеет просто и строго, с цельностью, свойственной эпохе, выполненный главный фасад, с одиннадцатью, единственными г. Саратове, фигурными барельефами этой эпохи. В этом же доме, тоже единственный в Саратове, старинный колонный зал. (Фото № 4). Здание построено по проекту неизвестного архитектора.

На Рабочей улице, где известный русский художник, уроженец Саратова, В. Э. Борисов-Мусатов еще в детстве получал «усадебные» впечатления от городских дворянских домов с большими садовыми массивами, сохранился остаток такой усадьбы — дом № 31, небольшой, одноэтажный с мезонином, с четырьмя колоннами, с сильно уменьшившимся двором. Слева от главного дома трехоконный домик с полуциркульным окном во фронтоне. Справа, очевидно, должен бы быть симметричный ему домик, что в целом составило бы симметричную усадебную композицию.
На Приютской улице дом № 20 с главным фасадом, выходящим на Мичуринскую улицу (к Волге), имеет мезонин с балконом, поддержанным шестью колоннами, и окружен остатками старого сада, что вместе с положением на склоне холма придает ему усадебный облик. (Фото № 5).

Следует упомянуть еще о постройке усадьбы № 28 по Ленинской улице (дом на углу улиц Октябрьской и Челюскинцев) и дома № 209 по улице Чернышевского с шестиколонным портиком и интересными воротами.
В 30-х и 40-х гг. XIX века на смену единому классическому стилю пришло увлечение различными стилями. Это — начало периода упадка архитектуры. Мнение это особенно бесспорно в отношении церковного зодчества. В гражданском зодчестве упадок не сказался так резко. Если стало утрачиваться чувство пропорций, свойственное предыдущим эпохам, то хорошо нарисованные и выполненные детали встречаются еще нередко и в 30-х, и в 40-х годах, и даже в третьей четверти XIX века.
В Саратове немало домов или вновь построенных в эти годы или переделанных из более старых. Для примера отметим: дом № 3 в Князевском переулке, дом № 3 на проспекте Кирова, дом № 211 на ул. им. Чернышевского, внутреннюю обработку театра оперы и балета, построенного в 1865 году по проекту саратовского губернского архитектора К. В. Тидена. Сохранились даже целые усадьбы этого времени.
Усадьба № 31 по Ленинской улице — один из старых губернаторских домов — переделана в 50-х годах XIX века из «ампирного» дома с колоннами, со службами во дворе усадьбы.
Дом № 146 по ул. им. Чернышевского, бывшего губернатора М.Л. Кожевникова (фото № 6), имеет фасад по улице в стиле ренессанс с обработкой некоторых элементов в готике и хорошо построенный в николаевской готике дворовый фасад с целой композицией стильных служб. Дом этот один из ценных архитектурных памятников нашего города, исполненный, очевидно, по проектам культурного и тонкого мастера, быть может, Александра Брюллова: есть сведения, что постройка по его проекту имеется в Саратове.

Наряду с ренессансом, ложной готикой и вторым рококо в 30-е и в 40-е годы и даже позже, в 50-е и 60-е годы продолжалось строительство в стилях вырождающегося сухого николаевского классицизма: казармы на Университетской улице, гауптвахта (Коммунарная улица, около сада им. М. Горького), пожарные части и здание клуба железнодорожников им. К. Либкнехта (бывш. института благородных девиц), построенное в 1855 — 57 гг. по проекту 1846 г. саратовского губернского архитектора Петрова, переработавшего проект 1845 г. арх. П. С. Плавова.
Включаемые обычно в описание памятников старины старые кладбища не имели в Саратове особенно выдающихся надгробных памятников первой половины XIX века. Пожалуй, лучшее среди них надгробное украшение — мраморная доска с погрудным изображением женщины, склоненной над урной, из ограды Образцовых на кладбище бывшего мужского монастыря, находящаяся ныне в фондах Художественного музея имени А. Н. Радищева. (Фото № 7).

Все памятники старинной архитектуры Саратова, как неповторимые образцы зодчества, следует всячески охранять, в необходимых случаях отдельные памятники реставрировать с соблюдением всех требований высокой техники этого дела и взять их на учет как достояние искусства и лучшее наследство высоких мастеров архитектуры и градостроительства Саратова в прошлом.

1 комментарий: